Данное событие я жду с нетерпением уже очень давно — открытие торгового центра Икеа в Самаре. Наверно года 4... Но кризис дает о себе знать – появление Икеи откладывается снова.
Несмотря на это, в России уже более 10 гипермаркетов для дома, которые радуют покупателей своей продукцией и низкими ценами.
Темпы развития мебели от Икеа
Годом рождения компании считается 1958, когда ее основатель Ингвар Кампрад открыл первый мебельный магазин в небольшом шведском городке Эльмхульт, который работает до сих пор при ежегодном росте продаж на 10-15%.
Мебельная компания Икеа развивается с потрясающей скоростью. Раньше она открывала по 2 магазина в год, последнее время — по 25.
В чем секрет такого успеха мебели Икеа?
Формат Икеа эффективно развивается во всем мире, потому что позволяет купить для дома все.
Аналогов на российском рынке пока нет — это требует серьезных вложений.
Икеа предлагает готовые интерьеры и квартирные решения для часто встречающихся жизненных ситуаций в конкретной стране. Здесь считают, что покупатели приходят за интересными идеями для оформления дома, оригинальными дизайнерскими решениями.
Интерьеры оформлены в основном в 4-х стилях: скандинавском, кантри, модерн и «молодой швед». Представлены варианты оформления небольших одно-, двух и трехкомнатных квартир полностью от прихожей до спальни.
Есть дешевые варианты интерьеров, есть и подороже. Ассортимент полностью обновляется 6 раз в год, но остаются и базовые серии.
Успешный маркетинг Икеа
Жизнеспособность компании во многом определяется ее концепцией — изменить к лучшему жизнь как можно большего количества людей. Несмотря на то, что эта концепция была выработана в послевоенные годы, она не потеряла своей актуальности и сейчас.
Согласно своей концепции, компания работает для людей с небольшими деньгами, но большими мечтами по улучшению своего дома. Менеджеры отдела стратегического планирования без устали исследуют свою целевую аудиторию: ее образ жизни, потребности, доходы. Все это помогает понять, что покупателям нужно сегодня и что им понадобится через три года.
Ассортимент товаров разрабатывается на три года вперед. Стратегия компании подразумевает не только знание потребностей, но и того, как будут развиваться технологии, что нового возникнет в жизни общества, какие новые товары появятся в ближайшие 10 лет.
Задачи и проблемы с приходом новых вещей меняются. Например, плоские экраны говорят о том, что в ближайшее время такая часть ассортимента как тумбы под телевизоры просто уйдет. Такая большая работа на перспективу необходима компании, для того, чтобы достигнуть ключевой задачи — сделать IKEA лидирующим производителем и продавцом товаров для дома в мире.
Откуда товар в Икеа?
Одно из заблуждений российского покупателя, что все товары в IKEA шведские. Это не совсем так. На долю шведской компании приходится более 40% отечественного импорта. Все остальное закупается.
В России, к примеру, ассортимент магазинов Икеа на 40% состоит из товаров российского производства. Для оптимизации своих расходов, IKEA везде привлекает 30-40% местных производителей. Компания покупает не только мебель и ее компоненты, но и стекло, керамику, текстиль.
Закупочные офисы (их около 50 в разных странах) контролируют все процессы на фабриках поставщиков, проводят аудит. Компания обеспечивает партнеров технологиями, оборудованием, инвестициями.
Взамен требуют выполнения определенных, достаточно жестких условий, начиная с качества сырья и работы персонала, и заканчивая 100% переработкой отходов и защитой окружающей среды. Это позволяет проверять на практике новые идеи, договариваться о более низких ценах.
Ведь основной ежедневный вопрос, определяющий все подходы и решения в бизнесе компании — как сделать товар еще дешевле. Если старый ценник перечеркнут и рядом новый, это значит, что Икеа обнаружила аналог товара где-нибудь в мире дешевле. Новая цена будет принципиально ниже — такова концепция Икеа.
Минусы сервиса Икеа
В Икеа на каждом шагу вам дают понять, что здесь экономят на всем, чтобы вы могли купить дешевле. Отсутствие консультантов, полное самообслуживание — считается, что покупатели на этом экономят. В залах практически нет персонала, покупатели сами выбирают товар и сами его забирают со склада (на ценнике указаны складские ряд и место).
Весь товар Икеа обязан помещаться в плоской упаковке. Параметры упаковки определяются европейским складским палеттоместом — 114х75 см. Это тоже необходимое слагаемое экономии: снижает затраты на хранение, упрощает транспортировку.
Мебель Икеа - экономия или нет?
Попадая в «царство» Икеа, покупатель ошибочно начинает полагать, что он здесь царь и бог, и что его выбор зависит только от него. На самом деле здесь царит стратегический маркетинг. Пространство четко структурировано, покупатель может двигаться по строго заданному маршруту в виде серой дорожки со стрелками. Самые дешевые предложения, предназначенные для большого количества людей, располагаются ближе всего к дорожке, чтобы каждый, придя в магазин, соблазнился и купил себе хоть что-нибудь.
И, действительно, попадая под гипноз Икеа, посетители покупают товары, которые совсем не планировали.
Я наблюдала в московской Икеа такую картину: «кучки» из разнообразных мелких товаров, оставленные опомнившимися покупателями на первом этаже центра по пути к кассам. Но ведь у многих такое просветление наступает только дома...
В конечном итоге получается, что человек вовсе не сэкономил, а потратил деньги, даже те, которые не собирался.
Икеа расставляет свои сети и для любителей быстрых кредитов, предоставляя возможность на месте оформить свою кредитную карту, «чтобы Вы могли ни в чем себе не отказывать». Здесь все работает по принципу: никто не должен уйти без покупки.
Остается пожелать покупателям не терять головы и покупать именно то, на чем они действительно экономят. Благо, выбор позволяет.
Влияние на мебельный рынок. В структуре продаж Икеа мебель стоит на 4-м месте. 1-е место занимает стекло, 2-е — текстиль, 3-е — матрасы, и только 4-е — мебель.
Подводя итоги, можно сказать, что:
1) Большое количество людей сможет найти для себя в Икеа интересные идеи и товары, улучшит свой быт, а значит, станет немного счастливее.
2) Чтобы действительно сэкономить, покупатель должен четко представлять, что он хочет получить от IKEA и «не терять головы» в многообразии предложений.
3) Приход IKEA изменит мебельный рынок города, и потребитель от этих изменений только выиграет.
4) IKEA будет способствовать развитию у людей представления о наполнении жизненного пространства разнообразными элементами и аксессуарами.
5) Покупателями IKEA станут люди со средним и невысоким уровнем дохода. Платежеспособная часть населения будет по-прежнему покупать мебель в специализированных салонах, делая ставку на индивидуальный подход и качественный сервис.
Хочеться отметить, что по кухням Икеа самые положительные отзывы.
Посмотреть каталог кухонь Икеа можно здесь.
|